11
октября
2018
Agile, Scrum, Kanban: Ху из Ху?
Мы живём в мире VUCA (VUCA – аббревиатура от volatility, uncertainty, complexity и ambiguity) – нестабильном, неопределённом, сложном и неоднозначном. В таком мире современные компании должны учиться выживать, адаптироваться к переменам и охватывать новые рынки. Это стало предпосылкой к тому, чтобы появились новые инструменты менеджмента с помощью которых продукты можно было бы делать быстрее и качественнее.
История Agile
В IT среде многие годы
разработка ПО
велась по каскадным методологиям, когда каждый следующий этап начинался по завершению предыдущего:Если на этапе тестирования возникала новая идея, её приходилось игнорировать или переделывать все предыдущие этапы. В итоге продукты получались хуже, чем могли бы быть. А иногда полностью выбивалась из сроков и бюджетов.
Когда вы сорвали дедлайн
В 2001 году 17 американских IT специалистов из штата Юта собрались в горной деревушке Сноубёрд, чтобы обсудить свои способы управления и понять, как стать более гибкими: быть готовыми к изменению бюджета, к изменению сроков, успевать вовремя сделать лучший продукт.
В результате обсуждения возник «Манифест гибкой разработки ПО», где впервые прозвучал термин «Agile». Его основной смысл в том, что:
- «Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов.»
- «Работающий продукт важнее исчерпывающей документации.»
- «Сотрудничество с заказчиком важнее согласования условий контракта.»
- «Готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану.»
То есть Agile – это такой способ мышления, который помогает команде эффективнее мыслить, работать и принимать решения.
При чём тут Scrum и Kanban
Для реализации ценностей и принципов Agile существует целый ряд гибких подходов, среди которых самые популярные Scrum и Kanban.
Scrum – методология гибкой разработки на основе Agile. Здесь участникам отводятся три роли:
- 1. Владелец продукта. Он отвечает за итоговый продукт. Знает в чём его ценность для ЦА, клиента. Но он не руководит процессом, а только расставляет приоритеты.
- 2. Scrum-мастер. Он контролирует процесс работы. Помогает команде бороться с трудностями.
- 3. Команда разработки. Специалисты, которые обладают необходимыми навыками. И позволяют получить работоспособный продукт.
В основе Scrum лежит «спринт» – обычно это отрезок от 2 до 4 недель. Перед началом спринта команда самостоятельно формирует список задач на данный период. В конце обсуждаются результаты, а команда начинает новый спринт. В Scrum строго запрещается добавлять задачи в текущий спринт, поэтому Scrum менее гибок. Даже если вдруг появилась очень срочная задача, её возьмут в работу только со следующего спринта.
Kanban – ещё один метод, который делает командную работу результативней. Его смысл в том, чтобы процесс разработки был максимально прозрачным. И нагрузка была равномерно распределена между участниками проекта.
Работа по этому методу выстраивается на 3 основных принципах:
- 1. Информация о проекте должна быть визуализирована. Это позволяет видеть ошибки и активно их устранять.
- 2. Над одной задачей должна работать вся команда. Это позволяет равномерно распределить нагрузку.
- 3. Время на выполнение всех задач должно строго контролироваться. Это позволяет оптимизировать процесс разработки.
Как работаем мы в IT Brick
Итак, Scrum и Kanban – это способы организовать работу в духе Agile. У каждой есть свои плюсы и минусы. Мы используем основные принципы и подходы Scrum. Но адаптируем их под себя.
Мы делим работу на спринты. Клиент знает точные сроки завершения списка задач, которые вошли в спринт. Но мы не проводим Daily Scrum Meeting (ежедневные планерки), как того требует методология. И в начале проекта делаем общее ТЗ, чтобы понимать проект и оценку для заказчика. В процессе работы, когда формируются спринты, это ТЗ меняется.
Резюме: Agile – это образ мышления со своей системой ценностей. Работать в духе Agile помогают разные методологии. Самые популярные – Scrum и Kanban. Есть ещё и другие. Для эффективной командной работы не обязательно следовать только одной методологии. Можно брать лучшие практики и экспериментировать. Главное предоставить качественный продукт на выходе.